Сэндберг (Sandburg), Карл

Сэндберг (Sandburg), Карл
(6.1.1878, Гейлсберг, Иллинойс - 22.VII. 1967, Флэт-Рок, Сев. Каролина)
 поэт; яркий представитель уитменовской традиции, развивавшийся в русле наиболее демократических идей американской культуры. Его, сына шведского пролетария-иммигранта, судьба наградила редкостным поэтическим даром: он слышал музыку, он чувствовал поэзию всей окружающей многоголосой жизни - будь то будничная человеческая речь или гудок затерявшегося в тумане парохода, ритм огромного индустриального города или ветер прерии, звучащий для него песней.
   Стихи Сэндберга взрастила живая народная речь, поэтика народных песен, которые он собирал и пропагандировал всю жизнь - в печати и с гитарой в руках.
   Считается, что свободный стих Сэндберга максимально сближен с прозой. По внешнему виду его стихотворений может даже показаться, что поэт нередко переступает эту грань. На деле это не так. У Сэндберга иная природа поэтического: внутреннее, органичное, подлинно лирическое видение мира.
   О диапазоне увиденного, пережитого и воспетого Сэндбергом говорят названия его книг: «Чикаго» (Chicago Poems, 1916), «Сборщики кукурузы» (Cornhuskers, 1918), «Дым и сталь» (Smoke and Steel, 1920), «Камни сожженного солнцем Запада» (Slabs of the Sunburnt West, 1922), «Доброе утро, Америка» (Good Morning, America, 1928), «Народ, да» (The People, Yes, 1936), «И мед, и соль» (Honey and Salt, 1953), «Стихи урожайной поры» (Harvest Poems, 1960).
   Стержневая, кровная поэтическая тема Сэндберга - это труд человеческий как основа бытия и порожденное капиталистической действительностью трагическое мироощущение человека, лишенного права на такой труд. Отсюда постоянное сочетание мажорных и минорных тонов, постоянные световые контрасты на создаваемом Сэндбергом поэтическом портрете Америки.
   На человека труда Сэндберг смотрит не сторонним, хотя бы и сочувствующим, взглядом, как, например, Э. Маркэм в знаменитой поэме «Человек с мотыгой», а как участник трудового процесса. Можно не сомневаться, что уличную сценку из раннего стихотворения «Землекопы» (Diggers) («Два десятка зевак толпятся возле траншеи для укладки газовых труб…») он не наблюдал со стороны.
   С юных лет поэт узнал цену хлебу насущному. Он переменил множество профессий, исколесил страну вдоль и поперек. В тысячеликой галерее созданных им образов Сэндбергу дороже всего те, кому чужда собственническая мораль.
   Естественным было активное участие Сэндберга в профсоюзном и социалистическом движении, его сотрудничество в прогрессивных журналах: «Мэссиз», «Либерейтор», «Нью мэссиз». И так же естественно и закономерно поэт приветствовал Октябрьскую революцию трудящихся в далекой России. А когда над Европой нависла угроза фашистского порабощения, Сэндберг - в тяжелейший период войны - выразил уверенность, что «народ России может отступать и терпеть поражения… Но в конце концов он победит». («Вручите письмо Дмитрию Шостаковичу. 26 июля 1942 г.»)
   Светлые, оптимистические тона поэзии Сэндберга неизменно связаны с верой в духовное здоровье народа, в жизненность его революционных традиций, в конечное торжество народных чаяний, социальной справедливости. В монументальной поэме «Народ, да», главной книге поэта, есть автобиографическая миниатюра, под которой могли бы подписаться Ф. Френо и У. Уитмен, но адресуется она будущим поколениям писателей, его преемникам, как выстраданная истина, как творческое кредо и заповедь: «Я верю в судьбу человека, / я верю больше, чем могу доказать, / в будущее человечества, / в необходимость мечты, / в важность больших ожиданий…»
   Понятен постоянный интерес Сэндберга к эпохе Гражданской войны, его многолетний подвижнический труд по созданию биографии А. Линкольна, отмеченный в 1940 г. Пулитцеровской премией.
   Той же премии был удостоен сборник Сэндберга «Полное собрание стихотворений» (Complete Poems, 1950).
   Советским читателям Сэндберга открыл В. Маяковский: «знаменитейший сегодняшний поэт Соединенных Штатов», «революционер американской поэзии», «большой индустриальный поэт Америки». В устных выступлениях Маяковский почти целиком цитировал принесшее Сэндбергу известность стихотворение «Чикаго». В этом городе они и познакомились - в редакции местной газеты, где Сэндберг, «сам чикагец», был «загнан американским нежеланием вникать в лирику в отдел хроники и происшествий богатейшей газеты „Чикаго трибюн“», - писал Маяковский.
   Вскоре в сборнике «Революционная поэзия современного Запада» появилась большая подборка стихов Сэндберга, переведенных И. Кашкиным. С тех пор внимание советских критиков и переводчиков к творчеству Сэндберга постоянно.
   В последние годы жизни Сэндберг дважды побывал в СССР.
   Сочинения в русском переводе: Стихи разных лет. М., 1959; Линкольн. М., 1961; Избранная лирика. М., 1975; Избранное. М., 1981.
 И. Попов

Писатели США. Краткие творческие биографии. - М., Радуга.. . 1990.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Сэндберг (Sandburg), Карл" в других словарях:

  • СЭНДБЕРГ (Sandburg) Карл — (1878 1967) американский поэт. Мастер эпического свободного стиха с элементами публицистики, отразившего увлечение У. Уитменом и американским фольклором. Сбрники Стихи о Чикаго (1916), Дым и сталь (1920), Доброе утро, Америка (1928), Народ да!… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Сэндберг Карл — Сэндберг (Sandburg) Карл (6.1.1878, Гейлеберг, штат Иллинойс, 22. 7. 1967, Флет Рок, штат Северная Каролина), американский поэт. Дебютировал в 1916 «Стихами о Чикаго». Острой социальной проблематикой отмечены сборники «Молотильщики» (1918), «Дым… …   Большая советская энциклопедия

  • Сэндберг, Карл — Карл Сэндберг. 1955 Карл Август Сэндберг (Carl Sandburg; 6 января 1878, Гейлсберг, Иллинойс 22 июля 1967, Флэт Рок …   Википедия

  • Сэндберг — Сэндберг, Карл Карл Сэндберг. 1955 Карл Август Сэндберг (Carl Sandburg; 6 января 1878, Гейлсберг, Иллинойс 22 июля 1967, Флэт Рок, Северная Каролина) американский поэт, историк, романист и фольк …   Википедия

  • Сэндберг — (Sandburg)         Карл (6.1.1878, Гейлеберг, штат Иллинойс, 22. 7. 1967, Флет Рок, штат Северная Каролина), американский поэт. Дебютировал в 1916 «Стихами о Чикаго». Острой социальной проблематикой отмечены сборники «Молотильщики» (1918), «Дым и …   Большая советская энциклопедия

  • Карл Сэндберг — Карл Сэндберг. 1955 Карл Август Сэндберг (Carl Sandburg; 6 января 1878 22 июля 1967) американский поэт, историк, романист и фольклорист, дважды лауреат Пулицеровской премии. Сын шведских эмигрантов. В молодости работал в цирюльне, развозил молоко …   Википедия

  • Сэндберг Карл — (Sandburg) (1878 1967), американский поэт. Наследуя традициям У. Уитмена и американского фольклора, стал мастером свободного стиха. В сборниках «Стихи о Чикаго» (1916), «Дым и сталь» (1920), «Доброе утро, Америка» (1928)  урбанистический пейзаж,… …   Энциклопедический словарь

  • СЭНДБЕРГ Карл — СЭНДБЕРГ (Sandburg) Карл (1878—1967), американский поэт. В 1900 е гг. участвовал в социалистич. движении. Сб. «Стихи о Чикаго» (1916), «Сборщики кукурузы» (1918), «Дым и сталь» (1920), «Камни сожженного солнцем Запада» (1922), «Доброе утро,… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Сэндберг К. — СЭ́НДБЕРГ (Sandburg) Карл (1878–1967), амер. поэт. Наследуя У. Уитмену и амер. фольклору, стал мастером свободного стиха. В сб ках Стихи о Чикаго (1916), Дым и сталь (1920), Доброе утро, Америка (1928) – урбанистич. пейзаж, контрасты и… …   Биографический словарь

  • Sandburg, Carl —    см. Сэндберг, Карл …   Писатели США. Краткие творческие биографии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»